Опыт проведения логопедом и педагогом-психологом ГАУСО РЦ «Шиванда» Забайкальского края методического объединения на тему «Осо-бенности взаимодействия логопеда и педагога-психолога в процессе реабилитации детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра»

Опыт проведения логопедом и педагогом-психологом ГАУСО РЦ «Шиванда» Забайкальского края методического объединения на тему «Особенности взаимодействия логопеда и педагога-психолога в процессе реабилитации детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра»

25.10.2022 года специалистами ГАУСО РЦ «Шиванда» Забайкальского края логопедом Ермиловой Анастасией Владимировной и педагогом-психологом Кузнецовой Валентиной Николаевной на базе видеостудии ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края проведено методическое объединение на тему «Особенности взаимодействия логопеда и педагога-психолога в процессе реабилитации детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра».

Логопед представила свою презентацию на тему: «Биоэнергопластика в работе логопеда». Анастасия Владимировна подробно объяснила, что такое биоэнергопластика и какую роль она играет в формировании и развитии речи у детей с ОВЗ.

Логопед

Целью биоэнергопластики  является воспитание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путем использования игровых артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой.

Биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря этому, у ребенка с ОВЗ формируется пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Также у ребенка с ОВЗ формируются положительные личностные качества и уверенность в том, что он может донести свои мысли до окружающих.

Специалистом были представлены фото и картотека по биоэнергопластики.

Педагог-психолог Кузнецова Валентина Николаевна в своей презентации раскрыла роль психологической реабилитации для формирования и развития речи у детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.

Психолог

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
—   нарушение слуха (тугоухость, глухота);
—   нарушение зрения (слепые, слабовидящие);
—   нарушения опорно-двигательного аппарата;
—   умственная отсталость;
—   расстройства аутистического спектра РДА;
— множественные нарушения (сочетания двух или более психофизических нарушений);
—   задержка психического развития;
—   тяжелые нарушения речи.

У детей с ОВЗ в силу их заболеваний могут наблюдаться:
— низкий уровень интеллектуального развития;
— низкий уровень коммуникативной компетенции;
— социальный инфантилизм;
— нарушения поведения;
— трудности эмоционального развития;
— повышенная тревожность, страхи и др.

Основную роль в формировании и развитии речи у детей в условиях реабилитационного центра играет логопед. Однако, педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение речевого развития детей.

Целью психологического сопровождения детей с нарушением речи является создание благоприятных условий для успешного обучения детей с ОВЗ учителем-логопедом.
Приоритетными задачами психологического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях реабилитационного центра являются:
— Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом;
— Сенсорное развитие;
— Развитие мелкой моторики рук.

Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми  и педагогическим персоналом достигается с помощью социально-психологического патронажа. Вовремя  выявленные и устраненные причины психологического дискомфорта у детей позволяют создать достаточную базу для успешного прохождения курса реабилитации.

Также, у многих детей в ходе проведения социально-психологического патронажа и психологической диагностики выявляются проблемы личного характера. В таких случаях с детьми проводится психологическое консультирование, коррекционно-развивающая работа, тренинговые занятия.

Для успешного речевого развития детей необходим прочный фундамент сенсорного развития.

Сенсорное развитие — это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов.

Для общего развития ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Эти ощущения развиваются и формируются естественным путем, но, чем больше разнообразной информации поступает к ребенку, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта и развитии речи.

В ГАУСО РЦ «Шиванда» Забайкальского края функционирует темная сенсорная комната и светлая сенсорная комната.

Педагогом-психологом разработана программа  коррекционно-развивающих занятий «Волшебный мир сенсорной комнаты».

Дети с ОВЗ по данной программе проходят курс сенсорного развития в течении тринадцати дней.

Так же, не малую роль играет развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

В своей работе педагог-психолог использует разнообразные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, пазлы, мозаики, игры с крупами, бусинками, пуговицами, мелкими камешками (аппликация на пластилине, нанизывание бусин на шнурок, пластилинография, песочная терапия, вырезание, рисование, раскрашивание, штриховка и др.

Взаимодействие логопеда и педагога-психолога, как показывает практика, дают положительный результат в формировании и развитии речи у детей с ОВЗ.

В ходе методического объединения у участников возникали вопросы, что позволяет сделать вывод о том, что тема является актуальной и вызвала интерес у специалистов других учреждений социального обслуживания.

Автор:

педагог-психолог ГАУСО РЦ «Шиванда»

Забайкальского края

Кузнецова В.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *